трактат «Aurora consurgens» - пер. с латыни «Восходящая Аврора» или
«восходящая утренняя заря», описывает три стадии алхимического делания -
преобразованию исходного вещества в философский камень, -
три ступени психологической трансформации личности, д-к Мария Луиза фон Франц:
«...NIGREDO.
Вначале, воспарив над землей, автор видит черную тучу, которая
закрыла все. Известно, что в алхимии черная туча символизирует состояние так
называемого nigredo, помрачения, которое нередко возникает на начальном
этапе алхимического процесса. При дистилляции вещество испаряется и в течение
некоторого времени ничего нельзя разобрать, кроме какого-то бурления или облака.
Алхимики сравнивали это состояние с землей, покрытой черной тучей.
В языке древних авторов слово «туча» имело двойной смысл. Частичное затемнение
сознания или бессознательное иногда сравнивалось с тучей. В древности появилось
множество алхимических трактатов, в которых говорилось о том, что найти свет божий
можно только после выхода из мрачной тучи бессознательного, которая поглощает людей.
Вид бездонной преисподней и, как сказано несколькими строками ниже, вид
собственных демонов автора привели его в ужас.
Состояние нигредо (nigredo — депрессии). В «Восходящей Авроре» сравнивается
с состоянием жениха, пребывающего в гробнице и ожидающего прихода невесты
(своей потерянной души).
Здесь слово «облако» имеет двойной смысл: оно характеризует состояние полного
замешательства (безысходного горя), которое, однако, служит началом алхимической работы.
В алхимии «эфиоп» (персонифицированная проекция темной, неизвестной стороны
личности, «первобытной, естественной личности, для которой характерна неоднозначная
целостность» )нередко символизирует nigredo. Поэтому ясно, в каком значении
употребляется это слово на языке психологии.
Эфиопы немногим отличаются своим внешним видом от негров, образы которых
и по сей день фигурируют в содержаниях бессознательного белых людей как примитивные,
естественные личности, для которых характерна неоднозначная целостность. В нашем
восприятии естественный человек — это не только искренний человек, но и человек,
который не вписывается в традиционные представления и во многом руководствуется
своими инстинктами.
Как мы помним, Юнг разъясняет, что происходит при проекции: архетипическая идея
божественного человека, или женского божества, проецируется на материю. Фактически
это означает, что образ попадает во власть материи.
ALBEDO.
Далее, в тексте упомянаются семь звезд, семь планет соответствуют семи
металлам: олово, медь, свинец, железо и др. Железо тождественно Марсу, а медь — Венере.
Поэтому железо можно назвать земным Марсом, медь — земной Венерой.
В своих трактатах алхимики обычно отмечают, что на стадии перехода от нигредо
(nigredo) к альбедо (albedo) им приходится прилагать значительные усилия и претерпевать
многие лишения. Эта стадия считается самой трудной; затем все идет намного легче.
Нигредо (nigredo) (мрак, ужасное состояние депрессии и отчаяния) необходимо
компенсировать за счет тяжкого труда алхимика, который, в частности, заключается
в непрерывном процессе промывки.
С психологической точки зрения, говорит фон Франц, первой стадии алхимического
процесса соответствует первый и самый трудный этап психоаналитического процесса,
на котором необходимо «отмыть Венеру», т. е. подвергнуть критическому анализу проблему
любви, «отмыть Марс», т. е. подвергнуть критическому анализу проблему агрессивности и т. д.
Все многообразие инстинктивных влечений и их архетипического фундамента, как правило,
проявляется на начальном этапе в форме «земных» помех, =проекций=
Когда проекция действительно устранена, человек успокаивается, обретает способность
объективно рассматривать события. Теперь он может не только объективно и спокойно
рассматривать конкретную проблему или фактор, но и в известной мере практиковать
активное воображение без постоянного эмоционального напряжения и неразберихи.
Это состояние соответствует стадии альбедо (albedo). На этой стадии впервые
достигаются покой, объективность и философская отрешенность. Человек способен стоять
на вершине горы и бесстрашно взирать на бушующую внизу бурю.
Состояние беспомощности, ощущение психологического тупика, в который загоняют индивида
его собственные внутренние процессы, приводит к стабилизации внутреннего ядра личности.
Здесь, по мнению фон Франц, уместна аналогия с философским камнем, который
в символическом виде формируется на основе устойчивого внутреннего переживания.
RUBEDO
Нигредо, или чернота, сменяется белизной, после чего наступает время рубедо, красного
состояния,— вот почему символически в тексте автора жених возникает в пурпурном одеянии.
Символический процесс, который начинается с хаоса (конфликта и депрессии) и заканчивается
рождением феникса (новой личности). В приведенном фрагменте конъюнкция заканчивается
воплощением Божества, Бог нисходит в душу человека. (...)»
Владислав Лебедько, Елизавета Миронова «Философия Алхимии и Магический Театр».
http://www.kafedramtai.ru/almanac/459-vladislav-lebedko-elizabeth-mironova-qphilosophy-of-alchemy-and-magic-theatreq.html
Мария Луиза фон Франц. АЛХИМИЯ
http://www.klex.ru/8f9